Биография Рея Брэдбери
Рей Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс.
Полное имя — Раймонд Дуглас Брэдбери (второе имя в честь знаменитого актёра
Дугласа Фэрбенкса). Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (потомок
англичан-первопоселенцев). Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению.
В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй
проживает и по сей день. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой
депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее,
приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему
следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым он продавал
газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было
опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем (в
первых номерах журнала «Playboy») — повесть «451 градус по Фаренгейту». Далее
его слава разрослась до всемирной.
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших
писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же
Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к
«большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастичных произведений у него
лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери является обладателем нескольких наград в
области фантастики (Небьюла — 1988, Хьюго — 1954), помимо множества
общелитературных премий.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы, не
развлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к
остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на
диалогах, монологах, размышлениях героев, нежели на действии. Несмотря на явный
талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных,
писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными,
полными скрытого смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки
вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать
повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала
страстей. Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить
в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в 99 % произведений автор
остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но
никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в
том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его
размышлять за книгой.
И если от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его
«язык», то есть способы изложения образов, мыслей, практически никогда не
менялся. Характерные черты его языка — это «акварельность», минимум деталей,
описаний, подробностей, действий. Имеет место даже не столько фантастичность,
(отсутствие реалистичности), сколько пренебрежение значением правдоподобия. Эта
черта касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью,
детектив с мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает
описаниями мест действий, внешности героев, именами, датами, цифрами.
Естественно, в его произведениях не встретить технических подробностей и полное
отсутствие вымысла в технической сфере.
Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко
меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года
написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и
фэнтези, исторические зарисовки, стихи и прочее.
Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует
литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий.
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию,
творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир
человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать,
сопереживать писатель признаёт главным качеством. В своих произведениях
сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше его ценителям), нежели
всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко
расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами,
чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих
людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости,
стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной. (в повести
«Марсианские хроники» (глава «Эшер II») главный герой с болью и надрывом
описывает сжигание книг, но потом хладнокровно убивает с десяток живых людей,
при этом обставляя убийства с завидной фантазией, по книгам Эдгара По…
Своеобразно Брэдбери решает и этические проблемы: зло и насилие в его
книгах предстают нереальными, «понарошными». Как некие «тёмные силы», лучший
способ борьбы с которыми — их игнорирование, обыгрывание, уход в другую
плоскость восприятия. Очень ярко эта позиция нашла отражение в романе
«Надвигается беда», где в финале главные герои побеждают «тёмный карнавал»
нечисти балаганным весельем.