Биография БУЛГАКОВА МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА
БУЛГАКОВ, МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ (1891–1940), русский писатель. Родился 3 (15)
мая 1891 в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Семейные
традиции переданы Булгаковым в романе Белая гвардия (1924) в изображении уклада
дома Турбиных. В 1909, по окончании лучшей в Киеве гимназии, Булгаков поступил
на медицинский факультет Киевского университета. В 1916, получив диплом, работал
врачом в селе Никольское Смоленской губ., затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет
легли в основу цикла рассказов Записки юного врача (1925–1926).
Еще студентом Булгаков начал писать прозу, в основном связанную с
медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. По воспоминаниям
сестры, в 1912 он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской
революции 1917 Булгаков вместе с женой Т.Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев.
Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к
красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений
(рассказ Я убил, 1926 и др., роман Белая гвардия). Когда в 1919 в Киев вошла
Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного
врача уехал на Северный Кавказ.
Выполняя обязанности врача, Булгаков продолжал писать. В 1924 в
Автобиографии он написал: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал
первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ
в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов».
Первый фельетон Булгакова Грядущие перспективы, опубликованный с инициалами М.Б.
в газете «Грозный» в 1919, давал жесткую и ясную картину как современного
писателю общественно-политического и экономического состояния России («оно
таково, что глаза... хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков
предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за
самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное
пользование станками для печатания денег... за все!» Писатель не верил в
«очистительную силу» революции, видя ее тяжелые последствия для общества.
Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой
армией. Попытка выбраться из Советской России морем, через Батум, также не
увенчалась успехом. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на
жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами
(которые впоследствии уничтожил). В 1921 Булгаков приехал в Москву. Начал
сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста.
Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине.
В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей – И.Бабелем,
И.Ильфом и Е.Петровым, В.Катаевым, Ю.Олешей. Впечатления этого периода были
использованы Булгаковым в повести Записки на манжетах (1923), которая не была
издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно
Булгакову, приехавший в Москву, чтобы начать жизнь «с чистого листа».
Необходимость написать бездарную пьесу для того, чтобы «вписаться» в новую
жизнь, угнетает героя, он чувствует свою связь с прежней культурой, которая для
него воплощена в Пушкине. Своеобразным продолжением Записок на манжетах явилась
повесть Дьяволиада (1925). Ее главный герой, «маленький человек» Коротков,
оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее
летописцем. В Москве происходит действие и других повестей Булгакова, написанных
в эти годы, – Роковые яйца (1925) и Собачье сердце (1925, опубл. в 1968). В 1925
Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман Белая гвардия (неполный вариант),
работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны,
разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в романе – Город), показана как
трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов
Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об
атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут
любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают
чувством чести и достоинства. В год публикации романа Булгаков начал работу над
пьесой, сюжетно и тематически связанной с Белой гвардией и получившей
впоследствии название Дни Турбиных (1926). Процесс ее создания описан автором в
Театральном романе (Записки покойника, 1937). Пьеса, которую Булгаков несколько
раз переделывал, представляла собою не инсценировку романа, а самостоятельное
драматургическое произведение. Спектакль Дни Турбиных, премьера которого
состоялась в 1926 во МХАТе, имел огромный успех у зрителей. Спектакль выдержал
987 представлений. Вскоре после Дней Турбиных Булгаков написал две сатирические
пьесы о советской жизни 1920-х – Зойкина квартира (1926, шла на московской сцене
два года), Багровый остров (1927, снята с репертуара после нескольких
спектаклей) и драму о Гражданской войне и первой эмиграции Бег (1928). В конце
1920-х Булгаков подвергался нападкам официальной критики. В начале 1930-х на
сцене МХАТа шла только его инсценировка Мертвых душ Гоголя; пьеса о Мольере
Кабала святош (1930–1936) некоторое время шла в «исправленном» варианте, а затем
тоже была запрещена. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому
правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из
СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил
Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность
ассистента режиссера во МХАТе. Но произведения писателя по-прежнему не
публиковались. В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для
Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В 1938 он написал
пьесу Батум, центральной фигурой которой стал молодой Сталин, но пьеса была
запрещена. В это же время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929.
Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе»)
был уничтожен им в 1930. В 1934 была создана первая полная редакция текста,
получившего в 1937 название Мастер и Маргарита. В это время Булгаков уже был
смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене Булгаковой.
Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.
За годы работы над Мастером и Маргаритой авторская концепция существенно
изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором
сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого.
Текст насыщен множеством ассоциаций – в первую очередь, с Фаустом Гете, из
которого взят эпиграф к роману и имя сатаны – Воланд. Евангельские истории
художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в
романе» – произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Булгаков
пытался опубликовать роман, но только в 1967 роман появился в журнале «Москва».
Публикация стала важнейшим культурным событием. Многие фразы из романа
(«Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в
разряд фразеологизмов. Умер Булгаков в Москве 10 марта 1940.